Нам также удалось выяснить, что:
директор Sifat Pharma Шерали Холов владеет акциями Международного банка Таджикистана. Как установило предыдущее расследование Радио Свобода, этот банк связан с братом Ашрафа Гулова, мужа Парвины Рахмоновой;
директор дочерней компании Sifat Pharma советует конкурентам не подаваться на государственные тендеры, в которых участвует его компания. Об этом рассказали два предпринимателя, работающие в том же секторе рынка;
президент Рахмон способствовал налаживанию деловых связей между компанией своей дочери и французской фармацевтической корпорацией;
дочерняя компания Sifat Pharma, которой владеет дочь Парвины Рахмоновой, получала государственные контракты.
Радио Свобода отправило запросы Sifat Pharma, Ашрафу Гулову, в Министерство здравоохранения Таджикистана и администрацию президента с просьбой прокомментировать государственную поддержку, оказываемую Sifat Pharma. На момент данной публикации все запросы остались без ответа.
Контролируемые Рустамом Эмомали медиаресурсы также служат деловым интересами Парвины Рахмоновой. Например, Душанбе-ТВ выпустил комплиментарный 20-минутный репортаж о Sifat Sanoat, дочерней компании Sifat Pharma, занимающейся в том числе производством медицинской одежды. В нем особенно подчеркивалось качество продукции и роль компании как создателя рабочих мест. (Точная дата выпуска репортажа неизвестна, но соответствующее видео было загружено на YouTube в 2022 году.)
Душанбе-ТВ контролируется городским правительством Душанбе, которое с 2017 года возглавляет мэр Рустам Эмомали. Наши попытки связаться с телеканалом для получения комментария не увенчались успехом.
В этом репортаже директор Sifat Sanoat Хокимшо Идиев призывает предпринимателей создавать рабочие места в стране: «Я считаю, что необходимо пробудить национальное чувство всех предпринимателей, чтобы они содействовали воплощению политики президента. По крайней мере, в сфере создания рабочих мест».
Два предпринимателя, работающие в том же секторе экономики, рассказали таджикской службе Радио Свобода на условиях анонимности, что именно Идиев оказывает давление на конкурентов, чтобы те не участвовали в государственных тендерах на закупку медицинской одежды. «Я хотел принять участие в тендере и позвонил [Идиеву] за советом. Он сказал: “Даже не пытайся, это наш тендер”. После этого я решил не участвовать», — рассказал один из предпринимателей.
Владелец другой компании также подтвердил, что Идиев «просил» его «не участвовать» в гостендарах на медодежду. Один из предпринимателей говорит, что на деловых встречах в Душанбе Идиев часто называет Sifat Sanoat «компанией дочери президента». Идиев не ответил на нашу просьбу прокомментировать ситуацию.
В репортаже Душанбе-ТВ Идиев говорит, что Sifat Sanoat «предоставляет услуги медицинским колледжам и управлению дорожного хозяйства Душанбе». По данным о госзакупках, изученным Радио Свобода, Sifat Sanoat получила контрактов от государства на сумму 142 500 долларов с марта 2019 года.
Кроме того, интересы компании Sifat Sanoat лоббирует посол Таджикистана в Турции Ашраф Гулов, являющийся также мужем Парвины Рахмоновой.
В ноябре 2021 он организовал вебинар о «партнерстве между таджикскими и турецкими компаниями из медицинской и фармакологической сферы», говорится в новостной заметке на сайте таджикского посольства в Турции. На вебинаре обсуждалась «важность развития сотрудничества» в этих областях, однако видео или протокол онлайн-встречи на сайте не опубликованы. На скриншоте участников вебинара можно узнать генерального директора Sifat Pharma Шерали Холова.
Холов, который на сайте президента Таджикистана назван «патриотическим предпринимателем», построившим в Душанбе детский сад, имеет деловые связи не только с Парвиной Рахмоновой, но и с другими родственниками Гулова. Он также является владельцем Международного банка Таджикистана, который в свою очередь имеет партнерские отношения с двумя компаниями брата Гулова — Джамшеда.
Хамидов ответил по WhatsApp, что в настоящее время он работает в Tibbi Tojik, и что больше не связан с Sifat Pharma. Судя по уведомлениям в WhatsApp, он прочитал вопросы журналистов, отправленные Гуловой, но на момент публикации материала Радио Свобода не получило ответа на них.