Многоэтажки растут на руинах мультиплекса, построенного специально для показа авторского кино. И происходит всё это явно не без участия председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова. Рассчитывал ли он на квартиру в новом ЖК? Неизвестно. Но, по мнению адвоката Юрия Соловья, кому как не Михалкову знать полную историю превращения общественного киноцентра в частную стройплощадку?
Сюжет: Недвижимость
В октябре исполнится три года с момента завершения работ по сносу культового киноцентра «Соловей» на Дружинниковской улице. Теперь над округой возвышаются четыре почти достроенных «гвоздя» по 20 этажей в каждом. Однако жители соседних домов всё ещё помнят слова Никиты Михалкова, который намеревался защитить кинотеатр от уничтожения.
«Было бы нелепо, если бы я, как председатель Союза кинематографистов, не защищал этот кинотеатр. Это один из самых крупных киноцентров с большим количеством залов… Я не могу предполагать, что там будет построено что-то другое, и, конечно, буду защищать киноцентр столько, сколько смогу. Я буду отстаивать киноцентр «Соловей», поддерживать 100 тыс. человек, которые подписали письмо с просьбой не разрушать то, что сейчас есть», – заявил Никита Михалков на Петербургском международном культурном форуме в 2019 году.
Что же получается, не смог? Или в этой истории сыграли свою роль «маленькие тайны и постыдные секреты», о существовании которых упомянул на съезде Союза кинематографистов в 2009 году «адвокат в мятом пиджаке» Юрий Соловей, чья фамилия загадочным образом совпадала с названием киноцентра? По его словам, ранее он выступал в судах со стороны новых собственников ЗАО «Киноцентр», оформлял все документы, в том числе связанные с продажей акций, принадлежавших союзу.
«Оставили коридоры и лестницы»
У киноцентра, на месте которого возводят высотки, не такая уж и долгая история. Его построили в 1989 году — то есть на момент, когда было принято решение о сносе, зданию едва исполнилось 30 лет. Для настолько крупного и значимого культурного объекта — разве это срок? «Соловей» считался самым большим и популярным кинотеатром России и Восточной Европы в 2012–2019 годах. В 24 залах ежедневно проходил показа около 50 картин (всего за 30 лет работы было проведено более 325 тысяч сеансов). Небольшой возраст сыграл против сохранения здания советского модернизма. Его пробовали защитить, через признание киноцентра «Соловей» на Красной Пресне объектом культурного наследия. Но по закону зданию должно быть не менее 40 лет.
Строили центр на средства Союза кинематографистов СССР для всесоюзного творческого объединения «Киноцентр». В основном кинотеатры строились с большим основным залом. Но начало появляться авторское кино, которое заведомо имело меньшую аудиторию. 24 зала — крупнейшая площадка в Восточной Европе позволяла показать одновременно много лент, в том числе и организовать повторные показы. Всё это — прямо у выхода из метро кольцевой линии. Что ещё стоило тут разместить, как не храм современного искусства?
Позднее здание перешло в собственность акционерного общества, учрежденного союзами кинематографистов из бывших союзных республик. В числе учредителей был и Союз кинематографистов России, возглавляемый Михалковым. Впоследствии он вышел из уставного капитала АО. Как удобно! В АО обществу не видно, как от профессионального союза имущество поплыло мимо берегов Кипра и Британские Виргинских островов, не без упоминания бизнесменов Эдуарда и Вадима Меркиных.
Как заявил на том скандальном съезде Союза Юрий Соловей, цена вопроса составила 6 млн долларов. «Все имущество было продано, подарено, сдано в аренду, а вам [союзу] оставили лестницы и коридоры», — добавил он. После продажи акций здание стало полностью частным. Ну а спустя несколько лет, видимо, когда вышли сроки исковой давности, последовал его снос ради строительства элитных «человейников», торчащих в панораме города, словно гвозди. 24 кинозала для авторского кино, спрос на которое должен был поддерживать кинематографистов, разменяли на 20 этажей жилья и ушедшие в неясном направлении несколько миллионов долларов.
Ежегодно киноцентр на Красной Пресне посещали порядка 1,6 млн человек. О том, где теперь будут показывать российское авторское кино, которому и раньше было сложно встретиться со своим зрителем, инициаторы сноса «Соловья» явно думали в последнюю очередь. Вот и сейчас здания, больше подходящие для доминанты над невысокой застройкой где-то в новых районах или за третьим кольцом, врезаются в панораму. Прежде этажность киноцентра шла на понижение к метро и скверу, а ярким акцентом была высотка на Баррикадной. Теперь о градостроительной логике здесь рассуждать не придётся — разве что печалиться.