В апреле этого года Диас и ее муж были приговорены к 15 годам тюремного заключения федеральным судьей Флориды. Суд установил, что, пока она руководила казначейством Венесуэлы, пара приняла и отмыла взятки на сумму более 136 миллионов долларов от медиа-магната-миллиардера в обмен на то, что он позволил ему покупать облигации казначейства по выгодному обменному курсу. (Она и ее муж обжалуют приговор.)
Преследование бывшего венесуэльского чиновника в Соединенных Штатах, которое требовало ее экстрадиции из ее нового дома в Испании, стало возможным, поскольку незаконные деньги, полученные в результате этой схемы, прошли через финансовую систему США.
Но случай не раскрыл всей картины. В протоколе приговора прокурор Министерства юстиции отметил, что пара «дополнительно контролирует» миллионы долларов за границей.
Местонахождение и происхождение оставшегося состояния Диас остаются загадкой. Но, по крайней мере, часть из них, судя по всему, попала в хранилище Лихтенштейна.
Прокуроры этого буколического альпийского штата утверждают, что в 2014 и 2015 годах оффшорная компания, принадлежавшая Диас, купила 250 золотых слитков стоимостью 9,5 миллионов долларов, которые затем были спрятаны в арендованном ею частном хранилище.
Согласно материалам дела, представленным в национальном суде страны, у прокуратуры Лихтенштейна есть «серьёзные подозрения», что золото, которое постепенно изымалось и продавалось в период с 2018 по 2019 год, было куплено на «инкриминируемые» средства.
О существовании расследования в Лихтенштейне ранее сообщало агентство Associated Press. Теперь, проанализировав судебные протоколы и другие документы, OCCRP и его партнер Armando.Info смогли идентифицировать Буджу и Алькантару де ла Торре как двух помощников Диас и собрать ранее не публиковавшуюся информацию об их биографии. Выписки из банковского счета, приказы об изъятии золота и другие документы, полученные прокуратурой, показывают, что, по крайней мере, Буджа, судя по всему, сыграл ключевую роль в фактическом обращении с золотом.
Двум мужчинам, которые сейчас живут привилегированной европейской жизнью, не предъявлено никаких обвинений. Но они могут хранить ключ к местонахождению остальной части состояния Диас. Их предполагаемое участие в ее очевидных попытках отмывать деньги за пределами ее родины и держать их вне досягаемости международных следователей указывает на жизненно важную роль, которую играют различные пособники, помогая коррумпированным венесуэльским чиновникам грабить свою страну.
Адвокаты Буджи отказались от комментариев и заявили журналистам, что «не хотят, чтобы с ними связывались». Запросы о комментариях, оставленные в парижской квартире Алькантара де ла Торре, не получили ответа.
Адвокаты Диас не ответили на многочисленные просьбы о комментариях. Согласно последней информации, предоставленной журналистам властями Лихтенштейна, по состоянию на июль этого года расследование против нее и нескольких предполагаемых сообщников все еще продолжалось. Буджа также находился под следствием, но прокуратура не подтвердила, остается ли он объектом интереса сегодня. Насколько известно, никаких обвинений предъявлено не было.
Алькантара де ла Торре в том же году купил квартиру в престижном районе Парижа, где, по словам сотрудников здания, он до сих пор иногда останавливается. (На просьбы о комментариях, оставленные в квартире, ответа не последовало).
Помимо общей связи с золотом Диас, Алькантара де ла Торре и Буджа вели совместный бизнес в других предприятиях. В 2015 году они стали партнерами частной компании Goodfellas, зарегистрированной на острове Мэн. А в 2016 году Алькантара де ла Торре стала совладельцем Midas Group, компании из Монако, основанной Буджой и позже переименованной в JR Group. Цель этих компаний установить не удалось.
Буджа и Алькантара-де-ла-Торре, похоже, также разделяют интерес к современному искусству: оба внесли пожертвования в Serpentine Galleries, выставку в Кенсингтонских садах британской столицы.
В конце 2010-х Алькантара де ла Торре присоединилась к комитету по закупкам Латинской Америки в галерее Tate Modern в Лондоне. По данным Тейт, он оставался членом еще в марте 2022 года.
Буджа также сделал другие благотворительные пожертвования, выступив в качестве донора фонда исследований СПИДа и посетив громкий гала-концерт по сбору средств в Милане в 2017 году.
В конце 2018 года, когда золотохранилище Лихтенштейна почти полностью опустело, Алькантара-де-ла-Торре и монакская компания Буджи JR Group были распущены.
«Я заработала много денег»
Что произошло с доходами от золота Диас, неизвестно, за исключением того, что часть его была переведена на счета в швейцарских банках.
Но происхождение финансов Диас, похоже, хорошо установлено. Прокурор США заявил, что Диас «действовала сознательно и намеренно», чтобы обогатиться за счет государственных средств, несмотря на то, что она была человеком, которому «народ Венесуэлы доверил быть распорядителем своего национального богатства».
Несмотря на такие обязанности, она утверждала, что даже не знает, сколько сама зарабатывает.
«Я заработала много денег, но не успела их потратить», — сказала она в редком интервью испанской газете El Mundo. «Я скопила», — сказала она репортеру. «Я государственный служащий, который заработал деньги за свою работу».
Когда ее спросили, сколько у нее была зарплата, когда она была казначеем, она ответила: «Я не помню».