Глава религиозной группы «Саентологическая церковь Санкт-Петербурга» Иван Мацицкий признан виновным в экстремизме и незаконном предпринимательстве и приговорен к 6,5 годам колонии. Поскольку он долгое время находился в СИЗО, то был освобожден в зале суда, как отбывший наказание. Об этом РАПСИ сообщили в Объединенной пресс-службе судов (ОПС) Петербурга.
Первые интересующиеся саентологией в СССР появились в 80-е годы прошлого века, в 90-х в России саентология успешно развивалась. Книгу «Дианетика» саентологи в 1993 году презентовали в Кремлевском дворце съездов. О «Дианетике» положительно отзывались такие влиятельные политики 90-х как Сергей Степашин и Александр Руцкой. На факультете журналистики МГУ был открыт «зал Хаббарда», в 1995 году нынешний замруководителя администрации президента Сергей Кириенко (тогда руководитель банка «Гарантия») проходил обучение у саентологов. Потом Кириенко неоднократно отрицал какую-либо причастность к последователям Хаббарда.
Помимо Церкви саентологии, в России появились основанные сторонниками Хаббарда тренинги для бизнесменов, курсы реабилитации наркозависимых и ресоциализации преступников. Саентологи также занимаются защитой прав людей, проходящих лечение от психических расстройств.
В 2010 году три десятка книг Хаббарда были признаны экстремистскими. Позже, по сообщению пресс-службы «Сайентологической церкви Москвы», Минюст России исключил из списка экстремистских материалов работы Рона Хаббарда на основании определения Сургутского городского суда о повороте ранее вынесенного судебного решения. Однако летом 2011 года книга Рона Хаббарда «Что такое сайентология?» и некоторые другие брошюры того же автора признаны экстремистскими Щелковским городским судом Московской области. С требованием включить работы основателя церкви сайентологии в список запрещенных в суд обратилась местная прокуратура.
— Саентологи живут в ситуации постепенно сужающегося пространства [для религиозной деятельности]. Запрет международных организаций — ещё один шаг в этом направлении. Помимо разных НКО, у саентологов только одна организация была зарегистрирована как религиозная. Кажется, это единственный случай: [в 2015 году] её лишили регистрации, так как была проведена экспертиза, и суд постановил, что [саентология] — не религия вовсе, — рассказывает руководитель центра «Сова» Александр Верховский.
В своем иске о ликвидации религиозного объединения «Саентологическая церковь Москвы» Министерство юстиции тогда отмечало, что само слово «саентология» зарегистрировано как товарный знак, права на который принадлежат Центру религиозной технологии в Соединенных штатах Америки, а, следовательно, «Саентологическая церковь Москвы» не может называться религиозной организацией. По итогам судебного разбирательства, суд, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ст. 174, 180, 264), постановил: удовлетворить исковое заявление Главного управления Министерства Юстиции Российской Федерации.
Если против адептов Свидетелей Иеговы заведены уже сотни уголовных дел, на саентологов открыто только одно уголовное дело за религиозную деятельность — против пяти руководителей петербургской церкви саентологов. Оно расследовалось с 2016 года, сейчас рассматривается в суде. В 2018 году в материалах уголовного дела адвокаты обнаружили пометки следователей, в том числе такую: «знает много, но молчит, передопрос с электровспоминателем». Люди, проходящие по этому делу, признаны политзаключенными Правозащитным центром «Мемориал».

zona.media, 20.06.2018, «Передопрос с электровспоминателем». В Петербурге адвокатам саентологов выдали материалы дела с пометками следователя ФСБ»: «Передопрос с электровспоминателем», «допросить еще», «дебил, но точно знает, что нет экстремизма и платных услуг» — розовые стикеры с такими подписями оставили на одном из томов уголовного дела следователи ФСБ, которые ведут дело прихожан Саентологической церкви Петербурга. Том с этими стикерами, вероятно, по ошибке выдали адвокатам для ознакомления с материалами дела. […]
19 июня адвокат Александр Мелешко, представляющий интересы Анастасии Терентьевой, получил материалы дела для ознакомления. По словам адвоката, он обратил внимание, что на томе дела с протоколами допроса свидетелей подписано карандашом «Свидетели (плохие)», а страницы заложены розовыми стикерами с пометками: «Знает много, но молчит — передопрос с электровспоминателем» (последнее слово написано явно второпях и нечетко, оно может быть также прочитано, например, как «с электровоспалителем» или «с электровоспламенителем» — или, скажем, «с экстравспомогателем»), «Дебил, но точно знает, что нет экстремизма и платных услуг», «Нет связи с СЦМ — ДОПРОСИТЬ еще» (возможно, СЦМ — это Саентологическая церковь Москвы). — Врезка К.ру
Ранее защитой саентологов занимались также адвокаты «Команды 29», но ее деятельность этим летом в России была прекращена. Бывший руководитель «Команды 29» Иван Павлов, уехавший из-за преследований в Грузию, не стал комментировать Радио Свобода дело петербургских саентологов. Виталий Ивашков, адвокат, сейчас участвующий в процессе саентологов в Санкт-Петербурге, заявил Радио Свобода, что не видит прямой связи между этим уголовным делом и признанием нежелательными международных структур саентологов.
«Никогда не защищаться, всегда атаковать. Угрожать и разрушать репутацию, пока любой противник сайентологии не попросит мира» — эту политику сформулировал в специальном «Руководстве по правосудию», предназначенном для членов церкви сайентологии, ее основатель Рональд Хаббард. […]
Шпионаж
Борьба с налоговым управлением США потребовала от сайентологов массированной секретной операции, однако и тут они блестяще справились.
Конфликт возник в начале 1970-х, когда налоговики провели расследование, по результатам которого признали церковь сайентологии коммерческим предприятием, отказали ей в налоговых льготах, положенных религиозным организациям, и инициировали дело о мошенничестве против Хаббарда, якобы отмывавшего церковные деньги через панамские офшоры и переводившего их на собственные счета в швейцарских банках. Хаббард сказал своим последователям, что обвинения есть результат «заговора нацистов, банкиров и большой фармы, тайно контролирующих правительство США», и поставил перед ними цель ликвидировать все правительственные документы, компрометирующие церковь. Так началась операция «Белоснежка».
Сайентологи устраивались секретарями, уборщиками, машинистками в таможенную службу, управление юстиции, судебную палату, Интерпол, иностранные посольства и, конечно, налоговое управление — и везде уничтожали документы, касавшиеся церкви. Операция была раскрыта в 1977 году после того, как ФБР задержала сайентолога с поддельным удостоверением налогового управления в здании Верховного суда. Во время процесса раскрылся поразительный масштаб инфильтрации сайентологов в правительство США: более пяти тысяч шпионов в 136 госучреждениях — ни до, ни после в истории США подобного не случалось. В 1979 году 11 лидеров церкви сайентологии, включая третью жену Рона Хаббарда Мэри Сью, были приговорены к тюремным срокам от года до шести лет за организацию заговора против правительства США. […] Личную причастность самого Рона Хаббарда к операции «Белоснежка» доказать так и не удалось. Благодаря тому, что необходимые для суда документы налогового управления были уничтожены, дело о мошенничестве затянулось на десятилетие, и к тому моменту, когда появилась возможность вновь предъявить обвинения, Хаббарда уже не было в живых.
Разоблачения
В расследовании операции «Белоснежка» активно участвовало ЦРУ, поэтому следующим объектом атаки сайентологов стало именно оно. […] В 1979 году возникла НКО «Американские граждане за честность правительства», которая финансировалась церковью, хотя частью ее не являлась. «Американские граждане» использовали закон о свободе информации, согласно которому каждый гражданин США имеет право получить доступ к рассекреченным правительственным документам. Так они получали материалы ЦРУ, проводили дополнительное расследование и отправляли результаты в самые респектабельные издания. Поскольку разоблачения ЦРУ неизменно пользуются читательским спросом, издания их нередко публиковали […] Например, в 1979 году в The Washington Post вышло несколько статей с упоминанием расследований «Американских граждан», где рассказывалось о тайных операциях ЦРУ по контролю над разумом или испытаниях биологического оружия. Прямых доказательств противоправных действий ЦРУ «Американские граждане» не давали, но для дополнительной дискредитации разведывательного управления в общественном сознании традиционно достаточно и косвенных. Так, основываясь на данных ЦРУ о том, что в 1955 году в его лабораторию поступили бактерии коклюша, и медицинских записях, зафиксировавших тогда же вспышку коклюша во Флориде, «Американские граждане» делали предположение, что ЦРУ проводило испытания биооружия в штате. […] Официальным представителям управления, всегда отказывавшимся от публичных комментариев, пришлось официально заявить, что все документы о биологических испытаниях и соответствующих программах были уничтожены в 1973 году по распоряжению тогдашнего начальника управления. […]